Home » Наука » Российские ученые объяснили самый мощный взрыв со времен сотворения Вселенной

Российские ученые объяснили самый мощный взрыв со времен сотворения Вселенной

Самый мощный выброс вещества во Вселенной со времен Большого взрыва зафиксировали специалисты Международного центра радиоастрономических исследований, расположенного в Австралии. Об этом сообщил на днях The Astrophysical Journal.

фото: nasa.gov

Выброс энергии произошел у сверхмассивной черной дыры в центре массивного скопления галактик, находящегося в направлении созвездия Змееносца на расстоянии 390 миллионов световых лет от Земли.

Открытие было сделано с использованием нескольких телескопов. Сначала вспышку зафиксировала рентгеновская обсерватория NASA «Чандра», а после присоединились данные, полученные при помощи индийского радиотелескопа Giant Metrewave и космического рентгеновского телескопа XMM-Newton Европейского космического агентства.

Выброс энергии, зафиксированный в радиодиапазоне, оказался в пять раз выше предыдущего рекорда, установленного скоплением галактик MS 0735.6+7421 в созвездии Жирафа, на расстоянии около 2,6 млрд световых лет от Млечного Пути. Излучаемая в радиодиапазоне мощность того выброса соответствовала взрыву 600 миллионов наших Солнц.

Российские ученые объяснили самый мощный взрыв со времен сотворения Вселенной

— Скопления галактик — самые массивные уединенные объекты во Вселенной, — поясняет главный научный сотрудник Астрокосмического центра ФИАН Павел Иванов. — Их размеры могут превышать миллион парсек (напомним, что один парсек приблизительно равен трем световым годам, а один световой год равен 9 триллионам километров). В скоплении может находиться больше тысячи галактик. Как правило, в его центре существует самая массивная, в которой и находится сверхмассивная черная дыра.

Такие объекты могут производить очень мощные струйные выбросы (джеты), которые могут распространять свою энергию на расстояние в миллионы парсек.

Суть джетов пояснил «МК» ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории, доктор физико-математических наук Олег Верходанов:

— Когда черная дыра разрушает и поглощает находящиеся рядом космические объекты, не весь газ, выделяющийся от этого процесса, переходит через горизонт событий (граница вокруг черной дыры, которую можно назвать сферой невозврата для вещества и света. — Авт.). Часть газа выбрасывается в виде двух струй перпендикулярно плоскости вращения аккреционного диска (газовое кольцо вокруг черной дыры). Эти струи переносят энергию на очень большие расстояния, а встречая на пути более плотную среду, формируют нечто напоминающее сферические пузыри, активно излучающие в радиодиапазоне электромагнитного спектра.

Недавние наблюдения международной группы ученых как раз позволили описать подобный пузырь в направлении созвездия Змееносца. Оно несколько лет изучается в рентгеновском диапазоне, поражая воображение исследователей.

— Энергия, которая должна была сформировать этот пузырь (приблизительный радиус этой области составил 200 тысяч парсек), оказалась очень большой, — поясняет Верходанов, — но надо понимать, что возникла она не мгновенно, а в течение миллионов лет. Может, это событие и можно считать самым крупным после Большого взрыва, но где гарантия, что в других местах Вселенной (до которых пока не дотянулись «глаза» наших телескопов) уже не происходили события более значимые. В любом случае объект находится от нас очень далеко (на красном смещении 0,028, что означает, что свет шел до нас примерно 450 млн лет), а событие, которое только-только предстало перед нами, — раздувшийся газовый пузырь — на самом деле развивалось примерно 240 миллионов лет назад. Понятно, что сказаться на нашей с вами жизни это явление никак не может.

«Это немного похоже на археологию», — приводит EurekAlert слова профессора Джонстон-Холлитт, директора Murchison Widefield Array (низкочастотного радиотелескопа, расположенного в Западной Австралии). Она сравнила открытие с обнаружением первых костей динозавра. «Нам дали новые инструменты, низкочастотные радиотелескопы, чтобы «копать глубже», поэтому мы должны быть в состоянии найти еще больше взрывов», — сказала она.